Главная \ Заметки \ Историко-культурные особенности оренбургского казачества

Заметки

« Назад

Историко-культурные особенности оренбургского казачества  13.01.2017 10:41

"Русь, дониконовский быт, со всеми странностями,
радушием и закоренелыми предрассудками
процветает здесь нерушим и неизменен" 

Так характеризовал казачье войско В.И. Даль в 30-е годы XIX в.

 

Из-за удалённости и изолированности от главного русского национального ядра оренбургские казаки просто оставались верны дониконовским обрядам православной церкви. Казачье старообрядчество, войсковые атаманы из казаков вообще не заботились об устройстве церквей в Уральском войске. Этому способствовало наличие в войске казаков-мусульман и ламаистов (буддизм), которых в середине XIX в. общим числом было 11 тысяч.

Особенностью уральского раскола было то, что, отправляясь на войну, казаки добровольно оставляли все старообрядческие привычки: ели вместе с представителями официального православия, курили, общались с иноверцами. Находясь на внешней службе, казаки посещали "никонианские" храмы, а некоторые брили усы и бороды. Но когда наступало время возвращения на р. Урал, они снова отпускали бороды, а курившие и нюхавшие табак бросали трубки и табакерки у самых границ войска.

Борода вообще в войсковой жизни уральских казаков была неотъемлемым внешним атрибутом, знаком достоинства казака, символом свободы и привилегий. 

Казаки-староверы смотрели на себя как на исключительных и единственных обладателей богатств края. Казаки всегда были далеки от религиозного экстремизма. Религиозная свобода уральских казаков являлась прямым следствием необходимости правительства иметь в их лице надёжную военную силу.Казачья колонизация Урала была на руку Москве и Петербургу, а потому то, что было недопустимо под боком у правительства, вполне допускалось в Уральском казачьем войске.

Искавшие духовной свободы и убежища беглецы-староверы стремились на Урал. Староверы в войске были решительно на своём месте и в своей среде. Здесь не было преследований, крестились свободно двоеперстно, имели старопечатные книги и отправляли по ним службу. Костяк казачьего староверия опирался на казаков-стариков и офицеров, атаманов, урядников и, особенно, их жён.

Именно они были главными хранительницами старообрядчества на Урале: службу они не несли и из войска не выезжали, владели старославянской грамотой, по ней же учили грамоте казачат.

В Оренбургском казачьем войске среди офицерского корпуса татары становились не только старшими офицерами, но и генералами. Это относится к казачьим офицерским фамилиям Кочуровых и Дашкиных. Так, Шейхислам Абдулвагапович Кочуров стал генерал-лейтенантом, Зюлькарнаин Шангиреевич Дашкин - генерал-майором Оренбургского казачьего войска.

По Оренбургскому казачьему войску числились:

  • хан Хивинский Сеид-Асфандиар-Богадур-Хан Свиты Его Величества генерал-майор с 1904 г.
  • наследник Хана Хивинского Сеид-Темир-Газы с 1911г.
  • племянник Хана Хивинского Насыр Тюря, хорунжий с 1907 г.       
  • эмир Бухарский Сеид-Абдул-Аханд-Хан с 1910г.

Эмир Бухарский Сеид-Абдул-Аханд-Хан - генерал-лейтенант с 1.02.1910 по 30.12.1910 г. числился шефом 5-го Оренбургского казачьего полка. Казаки и офицеры этого полка на своих погонах носили вензеля Эмира Бухарского. Многие Оренбургские казаки и офицеры имели награды, полученные от Эмира Бухарского, которыми гордились не меньше, чем орденами и медалями России. 

Отец атамана А. И. Дутова, генерал-майор Илья Петрович Дутов в 1905 г. был награждён Бухарским орденом золотой звезды. Генерал-майорами Оренбургского казачьего войска числились и казахи, султаны Западной Орды Мухамеджан Баймухамедов и Баймухамед Айчуваков.

 

         По материалам казачьих сайтов.

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить

Поделиться: