Главная \ Заметки \ Традиции как принцип жизни

Заметки

« Назад

Традиции как принцип жизни  23.08.2015 07:19

Суровые условия приграничной жизни сформировали на Урале уникальную казачью общность, выделяющуюся свободолюбием и патриотизмом, коллективизмом и взаимопомощью, физическим и нравственным здоровьем, веротерпимостью. Казак – он прежде всего воин и пахарь.

 

Академик Паллас, наблюдавший быт казаков на Яике, писал о яицких казаках:

"Это добронравный и чистоту наблюдавший народ. Ростом велик и силён, да и в женском поле немного находится малорослых. С малых лет привыкают ко всяким трудным упражнениям и, употребляя огнестрельное оружие и копьё, искусно стреляют из лука".

 

 Оренбургский генерал-губернатор В. А. Перовский отмечал:

"Вот уж чудо-казаки: стужа, бураны для них ничего, больных весьма мало, умерших нет. Пока шли вперёд, какая бы ни была погода, распевали удалые песни! Работают более, лучше и охотнее всех. Казак - человек особенный. Нет других таких, у него, и речь, и поведение, и даже выходка другая. Да, казачий строй выработал свой особенный человеческий тип".    

 

Строгие и чёткие указания войскового начальства по всем вопросам жизнеустройства сформировали особое отношение казака к месту своего проживания и службы, к богатствам родной природы. Общественные леса входили  в состав казачьего пая, им казак распоряжался по своему усмотрению. Лес кормил и обогревал казака, его казак любил и берёг, воспевал в песнях.

Испокон века казаки охраняли от пожаров и порубки наши реликтовые боры. Его окружали бороздой, колючими посадками, совершали постоянные конные объезды. Лес служил казаку хорошим подспорьем: он продавал хворост, дрова, ему платили за разрешение собирать ягоды и грибы. Такой порядок просуществовал вплоть до 1919 года.          

Сохранилось описание уникальной дошедшей до нас технологии строительства дома для казака: с осени казаки метили строевой лес, а весной очищали весь ствол от коры. Всю весну и лето сосна истекала смолой, бальзамировалась, а зимой деревья пилили и свозили для строительства. Кроме того, при возведении дома обязательно учитывали смещение годовых колец к северу.  Более плотную часть ствола поворачивали наружу дома, а более рыхлую южную часть ствола поворачивали внутрь. Это обеспечивало отличную теплоизоляцию дома, большую экономию на топливе.Такие дома стояли очень долго!

В казачьем войске действовал строгий запрет на вырубку деревьев в поймах рек. Ведь река – кормилица и дорога. Основным занятием уральских казаков, обеспечивавшим войску изрядный достаток, во все времена было рыболовство. Промысел в богатой осетровыми реке Урал - казаки любовно называли её «Яикушка-Золотое донышко» - приносил в Царской России каждый год большой улов красной рыбы и черной икры.

В так называемые периоды покоя, во время нереста запрещался даже колокольный звон в церквях, не то, что появление на реке. Если приходилось идти по берегу, казаки снимали сапоги - «чтобы не беспокоить батюшку-осетра»

На территории Башкирии, откуда родом семья казаков-староверов моей матери, до сих пор сохранилась традиция сбора дикого мёда. Самого что ни на есть. Издревле за деревьями с пчелиными семьями, находящимися в глубоком лесу в труднопроходимых чащах велся постоянный уход. Они охранялись и передавались родственникам из поколения в поколение. Ценность такого мёда и в нынешнее время неизмеримо выше мёда культурных пород!

К слову, 26 марта 2015 года все мы отметили столетие нашего уважаемого почётного казака Оренбургского казачьего войска Резепина Михаила Константиновича. Почётного металлурга, почётного казака Оренбургского казачьего войска и почётного пчеловода Челябинской области. Казачьему роду нет переводу!

 

DSC02000_hf1_hf

на фото Резепин М.К с хоккеистом Женей Кузнецовым

 

 

 

Ирина Овчинникова. 

 

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить

Поделиться: